Эпоха перемен

24.05.2012

Эпоха перемен

Темпы роста продаж персональных компьютеров неуклонно снижаются: по прогнозам Gartner, средний ежегодный рост домашних ПК на развитых рынках в период с 2011 по 2015 год упадет ниже отметки в 10%. Аналитики объясняют происходящее наступлением посткомпьютерной эпохи, в которой планшеты, смартфоны и другие мобильные устройства из дополнительных превращаются для пользователей в основные.
Тонкости терминологии

Главный вклад в популяризацию самого термина "посткомпьютерный" внес Стив Джобс, в марте 2011 года на презентации планшета Apple iPad 2 возвестивший о наступлении эры пост-ПК: "Сейчас многие входят на рынок планшетов и смотрят на него как на новый ПК-рынок. Железо и софт для них делают разные компании. Они говорят о скоростях так, будто это обычные компьютеры. А весь наш опыт и каждая косточка в нашем теле говорят, что это неправильный подход".

Слова о наступлении посткомпьютерной эпохи были произнесены несколько преждевременно, поэтому и были приняты в штыки многими аналитиками и экспертами. То, что ИТ-рынок изменился окончательно и бесповоротно, стало понятно только в конце 2011 года, когда мировые продажи смартфонов впервые в истории превысили продажи персональных компьютеров. По данным исследовательской компании Canalys, в четвертом квартале 2011 года производителями было отгружено 158,5 млн смартфонов — на 57% больше по сравнению с аналогичным периодом предыдущего года. Всего же в 2011 году было отгружено 487,7 млн смартфонов и только 414,6 млн компьютеров. На самом деле, разрыв даже более впечатляющий, поскольку в исследовании планшеты по какой-то причине не относятся к мобильным устройствам. То есть 414,6 млн включают в себя 112,4 млн настольных компьютеров, 209,6 млн ноутбуков, 29,4 млн нетбуков и еще 64,2 млн планшетов. Таким образом, 15% от всех проданных в 2011 году ПК заняли планшеты, причем в четвертом квартале эта цифра составляла 22%. Большая часть этих продаж, естественно, пришлась на Apple iPad. С распространением смартфонов и планшетов снижаются продажи нетбуков: мировое падение составило 25,3% в 2011 году по сравнению с 2010 годом.

Россия в этом плане пока находится в состоянии догоняющего. У нас, по данным мартовского исследования IDC, в 2011 году количество проданных смартфонов (8,7 млн) на 300 тыс. превысило число только проданных ноутбуков, не считая настольных компьютеров и рабочих станций. Впрочем, уже в 2015 году, по прогнозу аналитиков, в России будет реализовано 20,9 млн смартфонов.
Муки выбора

Сознание пользователей меняется: компьютер понемногу перестает быть центром домашней цифровой вселенной. Раньше дети начинали свое знакомство с компьютерным миром с ноутбуков и настольных компьютеров. Сегодня им в руки гораздо раньше попадают планшеты и смартфоны. Традиционные ПК больше не являются основным средством доступа к информации: умные и производительные устройства с доступом в Сеть окружают нас повсюду.

Впрочем, корпорация Microsoft с вышеобозначенным тезисом не вполне согласна. Представители компании предпочитают называть сложившуюся ситуацию "эрой PC+", в которой компьютеры по-прежнему остаются главным инструментом создания контента. "Существует ряд важных функций, которые на все 100% могут выполнять только персональные компьютеры. Кроме того, ПК стремительно совершенствуются и все лучше выполняют задачи, которые также выполняют вспомогательные устройства,— рассуждает в своем блоге Фрэнк Шоу, вице-президент Microsoft по корпоративным коммуникациям.— Будучи по своей природе общественными созданиями, мы используем имеющиеся у нас инструменты для создания, сотрудничества, связи и потребления <...> даже самые рьяные сторонники мобильных устройств не могут утверждать, что они так же хороши, как ПК, в том, что касается создания и сотрудничества. Именно поэтому к любым слухам о "смерти" ПК нужно относиться с изрядной долей иронии".

Кроме того, о "смерти ПК" не приходится говорить еще и потому, рассуждают аналитики, что в корпоративном сегменте мобильные устройства еще долго будут находиться в роли дополняющих, а вовсе не замещающих. "Не следует ждать полного отказа от ПК, хотя смартфоны и сохранят лидерство по поставкам",— прогнозирует IDC. Согласно опросу IDC Mobility Quickpoll, опубликованному в январе, среди опрошенных компаний США 68,5% используют мобильные устройства для доступа к корпоративной информации, 44,1% — коммуникации с клиентами и еще 26% — доступа к офисным приложениям. В России ситуация схожая: 93% опрошенных в результате Enterprise Mobility Day в 2011 году используют мобильные устройства для оперативных деловых коммуникаций, 57% — принятия решений и электронного документооборота и еще 36% — обслуживания клиентов.

Ситуацию комментирует Петр Лилеев, руководитель практики мобильных решений компании "Астерос Консалтинг", ставшей первым официальным системным интегратором Apple в России: "По некоторым функциям планшеты действительно составляют серьезную конкуренцию ПК. Электронная почта, другие коммуникации, интернет — все это удобнее использовать на мобильных устройствах. В свою очередь, ноутбуки и ПК остаются более эффективными средствами для работы с электронными таблицами, объемными документами и презентационными материалами. Критическое значение для долгой работы пользователя имеют размер экрана и точность позиционирования мыши. И в этом плане преимуществ у ПК заметно больше, чем у планшетов. Поэтому, несмотря на оптимистичные прогнозы аналитиков, весьма маловероятно, что в течение ближайших нескольких лет мобильный экран из Купертино сможет полностью заменить корпоративный ноутбук или ПК".

Роль мобильных устройств в бизнесе заметно увеличилась, но вовсе не за счет отказа от персональных компьютеров. "Рост доли мобильных устройств в структуре продаж практически любой российской ИТ-компании говорит только о том, что мобильный рынок находится в стадии активного формирования, но никак не об отмирании сегмента персональных компьютеров,— комментирует Петр Лилеев.— Сокращение рынка ПК (включая ноутбуки) прогнозируют уже много лет, а ничего подобного не происходит и по сей день. Сухая статистика тому подтверждение. Российские государственные структуры и коммерческие организации сегодня заказывают ПК и ноутбуки в не меньшем объеме, чем в предыдущие годы. А ведь по стоимости аппаратного обеспечения стационарные и мобильные рабочие места не сильно разнятся".

По словам экспертов, полная замена ПК мобильными устройствами — это вопрос не столько технологий, сколько методов управления предприятием и его организационных процессов. А в российской практике эти уровни не так легко поддаются изменениям. Кроме того, планшеты, как правило, приобретают в качестве дополнительного мобильного рабочего места. Мобильные устройства повышают эффективность и продуктивность сотрудника, как минимум делая его доступным в нерабочее время или вне офиса, но не заменяют ПК. То есть планшеты становятся для бизнеса таким же неотъемлемым инструментом, как ноутбук.

"Что характерно, если с мобильными устройствами сегодня работает большинство западных менеджеров (почти 100% имеют ноутбук и больше половины — планшет), в России этот тренд пока распространяется только на топов и первых лиц компаний. До последнего времени в крупных комплексных проектах изначально закладывалось наличие мобильного рабочего места только для руководителей. Хотя спектр сотрудников, включаемых в контур корпоративной мобильности, постепенно начинает расширяться и у нас",— заключает господин Лилеев.

Кроме того, добавляет Мария Мелкова, директор по маркетингу операционных систем Microsoft в России, если говорить о корпоративном сегменте, то на сегодняшний день только персональные компьютеры отвечают высоким требованиям безопасности корпоративной сети — что уж говорить об областях деятельности, требующих серьезных мощностей, например дизайн или архитектура, а также компьютерные игры.

"В будущем у потребителя всегда будет выбор, каким устройством воспользоваться для решения своих задач — ПК, смартфоном, планшетом и т. п., и будет возможность безболезненно переходить с одного устройства на другое. И Microsoft работает над тем, чтобы приблизить этот момент",— заключает она. Ей вторит Стивен Синофски, президент подразделения Windows в Microsoft: "Компьютеры на Windows 8 разных форм и размеров — от небольших экранов планшетных компьютеров и ноутбуков до больших настольных мониторов и систем с несколькими мониторами — будут поставляться с устройствами для отображения информации. Windows 8 обеспечит поддержку всех этих компьютеров и способов взаимодействия с пользователем. Поэтому люди, которым за день приходится много раз переключаться между экранами разных размеров, всегда будут получать единообразный и привычный опыт работы с устройством".

Количество показов: 3341

Возврат к списку


Яндекс.Метрика